ggpokerok ggpokerok ggpokerok

Одержимость Достоевского

Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!

-Альберт Эйнштейн

Федор Михайлович Достоевский безусловно важная фигура в мировой и русской литературе в частности. Он оказал влияние на творчество множества писателей, режиссеров, философов и, в целом, деятелей искусства. 

Писатель известен не только своим "Великим пятикнижием" ("Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток" и "Братья Карамазовы"), но еще и множеством повестей, рассказов и публицистической деятельностью. 

В отличие от своих именитых современников, вроде Льва Николаевича Толстого и Ивана Сергеевича Тургенева, жизнь Федора Михайловича была сопряжена с рядом трудностей: он существенную часть своей жизни испытывал финансовые трудности, а в некоторые моменты находился на грани с нищетой, переживал проблемы со здоровьем, которые выражались в частых эпилептических припадках, прошел каторгу и, в конце концов, был болезненным игроманом. 

Все эти лишения в той или иной мере нашли свое отражение в творчестве писателя, в том числе и азартная зависимость, о которой пойдет речь ниже. Но хотелось бы уточнить, что на сайте в краткой форме уже было упоминание об азартном пристрастии Достоевского, поэтому советую ознакомиться с  материалом, а затем заглянуть в комментарии к этому материалу, где содержатся ответы на некоторые вопросы.  

Федор Михайлович Достоевский родился в довольно скромной семье лекаря. Детство свое будущий писатель вспоминает с трепетом, хоть и отмечает всю строгость быта, которая всецело вращалась вокруг рабочей практики отца, но, при этом, родители не были замкнуты своей рутиной, безукоризненно следуемой день ото дня. Постоянные чтения в гостиной лучших поэтов, историков и писателей не давали заскучать юному Достоевскому. Его интересовали как обычные сказки тех лет, так и сложные для понимания в юном возрасте исторические выкладки Карамзина в его “Истории Государства Российского”.

Когда отец вошел в статус дворянина и приобрел небольшое село неподалеку от Москвы, Федор Михайлович получил возможность собственными глазами увидеть приземленную жизнь и рабочий быт обычного русского крестьянина. 


В подростковом возрасте Достоевский открывает для себя поэта Вальтера Скотта, который окажет существенное влияние на раннее творчество писателя. Кроме того, он поступает на учебу в одно из лучших учебных заведений в Москве, которое хоть и обошлось семейству в существенную сумму, но у отца к тому времени уже было более ста душ в управлении. Юный Федор с головой себя посвятил учебе, да и окружение тому максимально способствовало, ведь из пансиона домой можно было отправиться лишь на выходные. Во время обучения больше всего будущего литератора привлекает преподаватель русского языка, под влиянием которого Достоевский еще больше увлекся литературой и начал выписывать себе журнал, где публиковались современные литературные произведения.

Во время обучения в пансионе у Федора Михайловича случаются первые припадки эпилепсии. А когда Достоевскому было всего 15 лет у него умирает мать.

Юность Федора Михайловича Достоевского характеризуется нежеланным обучением в инженерном училище, ведь раннее знакомство с литературой, которое впоследствии подкрепилось серьезным увлечением во время обучения в пасионе, уже оставило неизгладимый след в жизни будущего писателя, и его заботило лишь собственное литературное будущее, с чем был не согласен отец, так как считал профессию ненадежной в противовес офицерского звания, что гарантирует статус в обществе и финансовую стабильность.

Во время своего поступления Достоевский сталкивается с крайним проявлением непотизма, когда юноша идеально сдает вступительные экзамены, но его не берут на обучение, неприкрыто намекая, что необходимо заплатить, дабы сына дворянина устроили по статусу на учебу, что раздражало как отца, так и самого Федора. Со взяточничеством Достоевский повсеместно встречается и во время своего обучения. Если бы не финансовая помощь дальнего родственника Александра Алексеевича Куманина, который заплатил взятку, то, возможно, Федор Михайлович так и не поступил бы в инженерное училище.

Федор Михайлович в годы учебы интересовался точными науками, языками и словесностью, но его решительно отталкивали другие предметы, которыми необходимо было постоянно заниматься, заучивая их с утра и до ночи. Свое свободное время юноша посвящает чтению зарубежных философов и поэтов и раз за разом перечитывает русскую классику.

На второй год обучения в училище умирает отец, по слухам убитый собственными же крепостными на фоне тягостных голодных лет крестьян, вызванных плохим урожаем. Если бы не трагическая смерть, то отцу в скором времени грозило полное разорение. Эта новость вызывает сильное расстройство в и без того слабом здоровье Федора Михайловича, и у него вновь случается припадок. Смерть отца знаменуется для Достоевского периодом крайне тяжелого финансового положения на время всего дальнейшего обучения.

Друзьями во все время обучения в училище Федор Михайлович особо не обзавелся. Он был замкнут и погружен в собственные мысли, а в своих сверстниках не видел должного уровня интеллекта под стать их возрасту. А те единственные, с кем он хоть как-то поддерживал маломальские товарищеские отношения, отзывались о юноше с исключительным уважением. Неудивителен факт, что эти товарищи нашли общий язык с Федором на почве их общего увлечения литературой.

Из всего шестилетнего обучения, помимо увлечения литературой, писатель отмечает свою любовь к городу Петербургу, который будет неизменно выступать главным местом действия во множестве последующих литературных произведений писателя. В отрыве от книг будущий писатель старался посещать разнообразные театральные постановки и представления, которые сильно сказывались на и без того бедственном финансовом положении. Также важно отметить, что именно в училище у Достоевского открывается азартная увлеченность. Он часто проводит вечерний досуг за игрой в преферанс, штосс, вист и другие популярные на то время азартные карточные игры.

Первые литературные потуги Федора Михайловича происходят в последние годы обучения в училище. Но свой первый роман писатель пишет и публикует уже после обучения и краткого периода работы по специальности. Юный писатель с головой погружается в литературную деятельность и в свои 23 года публикует первый роман “Бедные Люди”, который тут же нашел отклик в литературном сообществе, что не могло не радовать Достоевского.

Далее следует период проб и ошибок. Раннее признание послужило отличным стимулом к творчеству писателю. Федор Михайлович пробует себя в различных жанрах на пути формирования своего собственного, уникального и узнаваемого стиля письма. С периода публикации романа “Бедные Люди” в 1844 году и вплоть до 1849 года было написано 5 повестей и 6 рассказов, которые были встречены широкой публикой и критиками с переменным успехом, отмечая качество той или иной повести или рассказа, но неизменно указывая, что “Бедные Люди” все-таки главное на этот момент произведение Достоевского.


Популярность в литературных кругах и триумф “Бедных Людей” подарили Федору Михайловичу уйму новых знакомств с именитыми писателями, критиками, политическими и научными деятелями. Писатель был даже знаком с Иваном Сергеевичем Тургеневым, но они довольно быстро разошлись во взглядах и мнениях, и натянутые отношения так и сохранились вплоть до смерти обоих русских классиков. На фоне влиятельных знакомств юный писатель, как это часто бывает, заражается революционными идеями. Вместе с людьми схожего политического настроя они образуют тайный кружок, куда были вхожи помимо Достоевского еще восемь участников. На тайных собраниях обсуждалась политическая обстановка в стране, а главной задачей клуба являлось осуществление государственного переворота вкупе с образованием своей типографии. На этих собраниях Федор Михайлович неоднократно декламировал известное “Письмо Белинского Гоголю”, в котором содержались отличные от государственной повестки мнения. Вскоре тайные собрания привлекли внимание власти, и 23 апреля 1849 года Федор Михайлович Достоевский наряду с другими участниками собраний был арестован и заключен под стражу на время проведения суда по решению дальнейшей участи писателя. Под арестом в ожидании приговора он провел ровно восемь месяцев, с 23 апреля по 22 декабря.


Суд приговорил писателя к смертной казни путем расстрела. Во время осуществления казни в последний момент было объявлено о помиловании осужденных и замену смертной казни на каторжные работы. Инсценировка казни оставила сильный отпечаток на творчестве Достоевского. На каторжных работах он пробыл в период с 1850 по 1854 годы, затем каторга сменилась обязательной службой в качестве рядового, а полная амнистия с последующим снятием запрета к публикации своих прошлых и последующих произведений была снята 17 апреля 1857 года.


Нравственные метания на фоне постоянных лишений на каторге находят отклик во многих произведениях Федора Михайловича после 1859 года, но в полной мере они отражены в его повести “Записки из Мёртвого дома”. Откровенное, местами излишне грубое произведение удивило общественность и дало новый виток популярности и творческой активности писателю.


Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

-Из письма брату Михаилу Достоевскому после смерти отца.


C выходом из-под заключения начинается самый активный период жизни и творчества Федора Михайловича.

В 1860 году он приступает к написанию своего второго романа “Униженные и Оскорбленные”. Роман печатался отдельными частями, последняя из которых вышла в 1861 году, а затем роман предстал общественности целиком в едином сборнике.

Брат Достоевского увлекается издательской и публицистической деятельностью и открывает журнал “Время”, который просуществует вплоть до 1863 года, после чего прекратит свою публикацию ввиду недовольства властью некоторыми неоднозначными заметками. Журнал имел огромную популярность среди населения и был третьим в стране после “Современника” Некрасова и “Русского Вестника” Каткова, поэтому решение о возобновлении публикации журнала в той или иной форме после закрытия не подвергалось сомнению. К 1864 году Михаил Достоевский получает одобрение от власти на выпуск в тираж нового журнала братьев с иным названием.


Но, что касается темы материала, в 1862 году Федор Михайлович Достоевский впервые покидает просторы родины и отправляется в путешествие по Европе, чтобы подправить свое здоровье, где его накрывает с головой былая увлеченность азартными играми, а в частности рулеткой. Гэмблинг охватил 10 лет жизни писателя и считается чуть ли не самой темной вехой в истории его жизни. Опыт проведенного времени за рулеткой найдет свое отражение в третьем (но технически четвертом) романе “Игрок”. Примерно в этот же период, в районе 1860-х лет Федор Михайлович знакомится с Полиной Сусловой, и у них начинает формироваться романтическая увлеченность друг другом.


К слову, игорные заведения были запрещены в Российской империи, поэтому утолить свой азарт Достоевский нигде особо не мог, но тяга с течением времени к азартным играм лишь только множилась в писателе, перерастая из увлеченности в разрушительную страсть. Достоевский временами присутствовал в моменты проведения мероприятий, где фигурировали карточные игры, но зачастую у него попросту не было денег для участия, но об этих играл он неизменно отзывался с восторгом, находясь под сильным впечатлением.

В июне 1862 года в своей первой заграничной поездке Достоевский впервые увлекается рулеткой. Он проводит весь день в курзале за рулеткой. Курзал “Висбаденские Воды” дает точку отсчета в игорной зависимости Федора Михайловича. Брат Михаил Достоевский пытался вразумить Федора, что игра не даст ему желанного счастья и не решит финансовые проблемы, и лучше бы ему вообще не садиться за столы. Брата писатель не послушал и перед возвращением из поездки по Европе провел еще целый день в казино в Гомбурге.

К 1863 году роман с Полиной Сусловой начинает набирать обороты. В следующей своей поездке по Европе Федор Михайлович чуть изменяет свой маршрут по направлению из Петербурга в Париж, где его дожидалась Суслова, и направляется прямиком за игорные столы. За игрой в рулетку он провел четыре полных дня, которые обернулись для писателя в небольшой плюс.

Зачатки лудомании были очевидны для Федора Михайловича, как и для всей его семьи. Об увлеченности рулеткой знала и жена Мария Дмитриевна, и ее сестра Варвара Дмитриевна, и в особенности брат Михаил. В письмах сестре жены Достоевский беспокоится о том, как бы его страсть к рулетке не стала новостью еще и для пасынка. Он очень переживал, что его приемный сын тоже загорится игрой, вдохновившись примером отца, и, тем самым, испортит себе жизнь.

Он еще глуп и, пожалуй, заберет в голову, что можно составить игрой карьеру, ну и будет на это надеяться... Ну, и не следует ему знать, что его папаша посещает рулетки. И потому ни слова.

Достоевский настолько увлекся игрой, что убедил себя, будто ему открылся секрет игры, который скрывался не в математическом подсчете, а в обычной дисциплине, то есть в спокойной игре без резких больших ставок, что, по мнению писателя, страховало игрока от проигрыша.

Я, Варвара Дмитриевна, в эти четыре дня присмотрелся к игрокам. Их там понтирует несколько сот человек, и, честное слово, кроме двух, не нашел умеющих играть. Все проигрываются дотла, потому что не умеют играть. Играла там одна француженка и один английский лорд; вот эти так умели играть и не проигрались, а напротив, чуть банк не затрещал. Пожалуйста, не думайте, что я форсю, с радости, что не проиграл, говоря, что знаю секрет, как не проиграть, а выиграть. Секретто я действительно знаю; он ужасно глуп и прост и состоит в том, чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться. Вот и всё, и проиграть при этом просто невозможно, а выиграете наверно

О рулетке Федор Михайлович отзывался двояко. Она его одновременно восхищала и манила, но в тоже время казалась нелепой глупостью, от которой непременно нужно бежать. Подобные рассуждения выдают в нем развивающуюся зависимость. В такие моменты человеку необходима помощь со стороны семьи или профессиональных специалистов, но какие могли бы специалисты в Европе и Российской Империи в 19 веке? Да и семья была на родине, погруженная в свои собственные проблемы и переживания. У Михаила на плечах была ответственность за закрытие журнала “Время”, и он хлопотал о новом журнале, переживая давление со стороны правительства, а жена Мария Дмитриевна была слаба здоровьем, и ее состояние стремительно ухудшалось, она попросту не могла сопровождать супруга в заграничных поездках и одергивать его, когда мания игры берет над ним контроль. Остается лишь одна любовная пассия Полина Суслова, которая, в свою очередь, не препятствовала лудомании Достоевского, так как сама находилась под влиянием его авторитета и личности и не смела перечить.


Я, голубчик Варвара Дмитриевна, выиграл 5000 франков, то есть выиграл сначала 10 тысяч 400 франков, и уж домой принес и в сак запер и ехать из Висбадена на другой день положил, не заходя на рулетку; но прорвался и спустил половину выигрыша. Таким образом, и остался только при 5000 франков

Две тысячи от этой суммы Федор Михайлович отправил на родину к родственникам, но большую же часть опять пустил на игру. В этот раз, уже через неделю в Баден-Бадене, попутно встретившись с Полиной в Париже, Достоевский проигрывает все остатки былого выигрыша да еще и сверху немного. Своей же, описанной выше, стратегии писатель уже не придерживается. Его волнами накрывает страсть, и после начального проигрыша в 600 франков он уже не может остановиться, пока не проиграет решительно все. В мыслях же Достоевский, конечно, был убежден, что отыграется.

Федору Михайловичу пришлось даже слать унизительные письма в Петербург с просьбой вернуть часть суммы, которую он отослал с выигрышей. Как только деньги пришли обратно, он тут же их проиграл. Полина Суслова воочию наблюдала все это, но участия никакого не принимала в этой ситуации.

Федор Михайлович проигрался и несколько озабочен, что мало денег на нашу поездку. Мне его жаль, жаль, отчасти, что я ничем не могу заплатить за эти заботы, но что же делать — не могу. Неужели ж на мне есть обязанность — нет, это вздор

-из дневника Полины Сусловой

Чтобы не оказаться совсем без денег за рубежом Федору Михайловичу пришлось заложить свои часы, а Полине кольцо.

Для себя разорительную поездку и увлеченность рулеткой писатель оправдывает тем, что придумал “систему”, и она однозначно точно работает, ведь ему удалось заработать на ней 10.000 франков, а если бы ему не вскружили голову эмоции, то он бы их еще и сохранил. Самое ужасное заключается в том, что мысли о том, будто писатель переживает быстро развивающуюся игорную зависимость, заменили другие, "благородные", якобы Федор Михайлович обязан играть, чтобы подправить свое финансовое положение и проблемы с деньгами в семье. Подобные оправдания сами по себе разрушительны, ведь человек уже перестает отдавать рациональный отчет своим действиям, да и подобные отговорки с прогрессией зависимости неизменно будут множиться.

...после этого как было не увлечься, как было не поверить — что следуй я строго моей системе, и счастье у меня в руках

Да я ехал с тем, чтоб всех вас спасти и себя из беды выгородить. А тут, вдобавок, вера в систему... А мне надо деньги, для меня, для тебя, для жены, для написания романа.

Но, стоит отметить, опыт за столами для Федора Михайловича благотворно складывался в плане творчества. Он был вдохновлен и мотивирован положить свой опыт в литературного героя, для которого игра в казино является работой, а не праздным развлечением. О своих замыслах Достоевский с восторгом рассказывал в частых письмах на родину.

Он [литературный герой] — игрок, и не простой игрок, так же как скупой рыцарь Пушкина не простой скупец. Это вовсе не сравнение меня с Пушкиным. Говорю лишь для ясности. Он поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя.

Испытывая трудности с деньгами, писатель ищет издателей, готовых предоставить ему аванс на еще не написанное произведение. Достоевский в письмах пытается всячески их убеждать, что у него есть точный план к публикации рассказа об игроке, и рукопись будет готова не позднее чем через полтора месяца.

Аванс писатель успешно получает и тут же его спускает на рулетке в Гомбурге. Тут уже приходится занимать у самой Полины, а затем у знакомых литературных деятелей. За работу над рассказом Достоевский так и не взялся за этот период игровой мании.

Неизвестно как бы обернулась дальше судьба писателя, если бы не удачное стечение обстоятельств. Дальний родственник - Александр Алексеевич Куманин - умирает и оставляет Достоевскому в наследство существенную сумму, благодаря которой писатель смог без проблем расплатиться со всеми долгами и вернуть аванс со словами, что написание и публикация рассказа об игроке в рулетку откладывается.

1864 год ознаменовался двумя событиями. Сначала Михаил Достоевский добился таки от правительства одобрения на выпуск нового журнала, который братья назвали “Эпоха”. Однако журнал успеха не имел среди читателей, даже несмотря на то, что в журнале опубликовались частями экзистенциальная повесть “Записки из подполья”, которая хоть и имела некоторый успех в обществе и в литературном мире, послужив в будущем источником вдохновения для многих писателей и философов, но покрыть расходы на содержание и публикацию журнала никак не получалось. Позднее в этом же году умирает первая жена и брат Федора Михайловича. Вдобавок он берет под свою финансовую опеку семью брата и покрывает его долги, чем обрекает себя на крайне затруднительное материальное положение. Весь 1864 год писатель погружен в разрешение семейных проблем, а журнал “Эпоха” прекратил свое существование в начале 1865 года, так и не найдя отклика у широкого круга читателей, как это некогда получилось у журнала “Время”.

Но, уже в 1865 году, Достоевский отправляется в Германию, а точнее в Висбаден, где вновь оказывается за рулеточными столами и, естественно, в очередной раз напрочь проигрывается. Его финансовое положение приобретает настолько шаткий вид, что ему приходится просить займа у Тургенева, с которым он находился в натянутых и недружественных отношениях. Для писателя доходы от казино до сих пор в собственных глазах видятся возможностью разрешить плодящиеся финансовые трудности. Во второй раз Достоевский прибегает к трюку с обещанием публикации своего произведения. На этот раз писатель уже просит вперед гонорар за ненаписанный роман, а не рассказ. Ну а в путешествии по Германии писателю неизменно сопутствует Суслова, наблюдая за тем, как ее возлюбленный тратит за рулеткой решительно все его деньги, закладывая даже личные вещи. Примерно в это же время Федор Михайлович предлагает Полине Сусловой связать их романтические отношения браком, на что получает отказ. 

Важно отметить, образ и авторитет писателя на литературном поприще год от года растет и все эти просьбы гонорара вперед публикации или аванса в лице издателей не выглядят нелепыми. Они понимают, что авторство Достоевского привлекает на страницы журналов все больше читателей и не сомневаются в гении творца, поэтому ему и не отказывают в подобных просьбах, а с возрастающей популярностью и влиянием писателя увеличиваются и потенциальные гонорары.


В период нахождения в Германии и путешествии по рулеточным столам Федору Михайловичу приходит новая идея романа о “бедном студенте, который под гнетом своего бедственного положения идет на убийство старухи-процентщицы, о чем потом на протяжении романа раскаивается”. Это описание ляжет затем в основу первого из "Великого пятикнижия" романа писателя - “Преступление и наказание”. Написав множеству издателей, Достоевский в конечном итоге получает гонорар, который позволяет ему чуть выбраться из бедственного финансового положения, а работа над романом поглощает все его свободное время, и мысли о рулетке уходят на второй план.

В журнале “Русский Вестник” в 1866 году начинают публиковаться первые части романа “Преступление и наказание”, который хоть и планомерно двигался к своему завершению, но был крайне обременительным для Достоевского, так как ему нужно было отсылать части романа в условленные даты, а сверх этого на него давили долги по займам настолько сильно, что приходилось закладывать личные вещи из дома, чтобы хоть как-то протянуть.


Влекомый долгами, Федор Михайлович идет на опасную авантюру и заключает с издателем Стелловским летом 1866 года контракт на публикацию в четырех томах собрания сочинений писателя. В контракте, также, был пункт, что писатель Достоевский обязуется представить к публикации сборника дополнительно еще и новое, нигде не опубликованное произведение сроком до 1 ноября 1866 года. По условиям контракта, если писатель не успевает представить к сборнику рукопись, издателю, то есть Стелловскому, достаются все права на публикацию произведений Федора Михайловича Достоевского сроком в девять лет. Писатель понимал, что над ним висит обязательство о публикации частей “Преступления и наказания”, а тут еще и второй роман необходимо предоставить в кратчайшие сроки, но, ввиду оговоренной выше материальной беспомощности писателя, он был вынужден принять эти неоднозначные условия контракта. Стелловский знал о продолжающейся публикации “Преступления и наказания”, а давать отсрочки писателю напрочь отказывался, так как его целью было заполучение прав на публикацию всех произведений писателя без соответствующих ему отчислений. 

До конца года необходимо было сдать “Преступление и наказание”, а до ноября совершенно новый роман. Срок на это все выделялся 4 месяца, и писатель планировал взяться за одновременное написание двух романов. Над одним произведением Достоевский хотел работать утром, а другим заниматься вечерами. И все это на фоне стрессов от долгов вместе с шатким здоровьем, из-за которого случались эпилептические припадки до пары раз в месяц. Задача стояла практически неосуществимая. Либо Федору Михайловичу нужно было рисковать собственным здоровьем и сном, либо искать альтернативные пути решения проблемы.

Тем временем, доходы от публикации частей “Преступления и наказания” в журнале “Русский вестник” помогли писателю частично разобраться с долгами. Читателям пришелся по душе новый роман писателя с необычной криминальной подоплекой, и они охотно ждали публикации новых частей.

Однако плохое здоровье и солидный возраст, на момент 1866 года писателю было уже 45 лет, не позволяли часто заниматься вечерами написанием нового романа об игроке в рулетку. У писателя был готов только план сюжета, но к детальному описанию “Игрока” Достоевский за все лето так и не приступил. Время шло, а дела не складывались. Друзья литераторы было даже предлагали свою помощь в написании отдельных частей романа, дабы они общими усилиями успели написать и сдать произведение в срок. Такая идея была встречена Федором Михайловичем в штыки, и он отказался от подобной помощи, указывая, что лучше уж уплатит неустойку или лишится прав на свои произведения, нежели будет обманывать читателей, выдавая под своим именем труд других людей. В конечном итоге осталось чуть больше месяца на написание романа “Игрок”.

На помощь в разрешении проблемы со сроками публикации Достоевскому пришел его товарищ Александр Петрович Милюков, дав совет литератору нанять стенографистку. Наговаривать роман было в новинку для писателя, но от совета он не стал отказываться и нанял себе в помощь Анну Сниткину, которой на момент работы на Федора Михайловича было чуть больше 20 лет.

Имя Достоевского было знакомо мне с детства: он был любимым писателем моего отца. Я сама восхищалась его произведениями и плакала над “Записками из Мертвого дома”. Мысль не только познакомиться с талантливым писателем, но и помогать ему в его труде чрезвычайно меня взволновала и обрадовала. Ольхин передал мне небольшую, вчетверо сложенную бумажку, на которой было написано: “Столярный переулок, угол М. Мещанской, дом Алонкина, кв. № 13, спросить Достоевского

-из дневников Анны Сниткиной

Достоевский, как только Анна пришла к нему со всеми принадлежностями с готовностью приступать к работе, тут же поделился историей своей жизни со стенографисткой, чтобы расположить ее к себе, рассказал он еще и о своих эпилептических припадках и не забыл упомянуть эпизод с инсценировкой казни.

Рассказ Федора Михайловича произвел на меня жуткое впечатление: у меня прошел мороз по коже. Но меня чрезвычайно поразило и то, что он так откровенен со мной, почти девочкой, которую он увидел сегодня в первый раз в жизни. Этот по виду скрытный и суровый человек рассказывал мне прошлую жизнь свою с такими подробностями, так искренно и задушевно, что я невольно удивилась.

Срок на написание романа ограничивался 26 днями. Что примечательно, это был первый опыт работы Анны Сниткиной в качестве стенографистки, до этого она лишь обучалась профессии. Поначалу наговаривание романа у писателя складывалось с переменным успехом. Он часто терял мысль, из-за этого раздражался, но вскоре свыкся с необычным для него навыком написания, и дело пошло успешнее. По ходу работы Анна очень сблизилась с Федором Михайловичем.

Роман был успешно написан в срок. 31 октября произведение было окончательно готово к публикации, а 1 ноября Федор Михайлович отправился сдавать роман в издательство, точно успевая в срок по условиям контракта. Стелловского, к удивлению Достоевского, на месте не было, поэтому пришлось оставить рукопись под расписку в доме, где проживал издатель.


Писатель предложил Анне продолжить совместную работу над заключительными частями “Преступления и наказания”. Уже 8 ноября, спустя всего неделю после сдачи “Игрока” в издательство, он делает Анне предложение выйти за него замуж, на что она соглашается.

В декабре была выпущена последняя часть “Преступления и наказания”, которая имела огромный успех у читателей.

Что же касается Стелловского, то ему в произведении посвящен персонаж купец Шелопаев.

15 февраля 1867 года Федор Михайлович Достоевский и Анна Сниткина сыграли свадьбу. Медовый месяц сопровождался чрезвычайным литературным успехом. “Преступление и наказание” пришлось по душе решительно всем: широкой публике читателей, которые с трепетом следили за развитием криминального сюжета, а также плеяде критиков, которые удивлялись философскому лейтмотиву произведения.

Финансовые проблемы были разрешены для Достоевского, брак устроен, но через три месяца после женитьбы во время путешествия супругов по Европе писатель отправился в Гомбург с единственной целью - снова начать играть в рулетку. И былая страсть с новой силой овладела писателем.

Спустя семь дней игры Федор Михайлович проиграл все деньги и вновь оказался в ситуации, когда ему приходилось просить аванс для того, чтобы справиться с долгами во время написания своего романа.

К пятидесятому дню игры было проиграно решительно все: займы друзей, авансы, переводы от родственников с родины, обручальные кольца, серьги, которые писатель подарил супруге на свадьбу, в залог пошли даже шуба, платья и фрак. Проигрышу предшествовали небольшие выигрыши, что лишь подпитывали азарт. Остановиться и одуматься в этот Федору Михайловичу не представлялось возможным.


Достоевский был буквально одержим идеей отыграться, заработать 30 тысяч франков и вернуться на Родину, чтобы погасить все долги. Мысль обогатиться на рулетке отравляла сознание писателя, но поделать с собой он ничего не мог, он был полностью отдан во власть своей игровой зависимости.

У Феди решительно нет характера, чтобы остановиться, когда он выиграет 2 талера; у него сейчас же является мысль, что вот следует выиграть не 2, а, по крайней мере, 50, сейчас же начинается мечта о тысячах, и чрез это решительно все теряется; между тем, я вполне уверена, будь он скромнее со своими желаниями, то непременно бы начал выигрывать понемногу, и, таким образом, мы бы могли жить не в такой бедности, как теперь.

Дошло до того, что и сама Анна ныне уже Достоевская взялась за игру в рулетку и столкнулась со схожими проблемами супруга. В моменты, когда она была в существенном плюсе, ее охватывал азарт, и она уже не могла отойти от стола, пока решительно все не проиграет или не преумножит свой выигрыш, естественно все оборачивалось провалом. Все это сопровождалось беременностью Анны Григорьевны.

Анна Григорьевна Достоевская пребывала в этот период в постоянном стрессе. Она будто воочию лицезрела развитие романа “Игрок” в лице своего супруга, который попросту не мог остановиться. Гомбург сменялся Баден-Баденом, а затем Саксоном и Женевой, а малым победам неизменно сопутствовали разгромные поражения в рулетку. От окончательно финансового краха семью Достоевских мог спасти только новый роман, за который уже уплачен был и успешно проигран в рулетке аванс.

Достоевские попали в долговую яму. На родину в Россию им был путь закрыт, пока они не решат, как им разобраться с ворохом долгов и обязательствами перед издательствами.  

22 февраля у Анны Григорьевны и Федора Михайловича Достоевских родилась дочь Соня. В мае девочка заболела, а уже 12 мая Соня скончалась. Семья была разбита горем, а над душой еще висел контракт по публикации романа “Идиот”. У Федора Михайловича участились припадки на фоне стрессов. Писатель в смерти дочери винил лишь себя, чем только усугублял свое здоровье.

В следующем 1869 году публикуется заключительная часть романа “Идиот”, а Анна Григорьевна рождает второго ребенка, а имя супруги ей дают Любовь. Живет все это время семья в Дрездене.


Однако чувство вины за смерть первенца будет следовать тенью за писателем вплоть до 1871 года, также как и давление со стороны многочисленных людей, у кого Достоевский занимал деньги в момент пятидесятидневного умопомрачения рулеткой.

В 1870 - 1871 году у писателя появляются первые идеи и заметки следующего романа “Бесы”. Достоевскому казалось, что для реализации амбиций, которые заложены в его роман, ему непременно нужно вернуться на родину, да и за 4 года жизни в Европе писатель сильно истосковался по родине.

Черновики "Бесов":


В 1871 году Анна Григорьевна вновь забеременела, роман не складывался, а писатель боялся, что если до родов они не покинут Европу, то возвращение на родину затянется еще на пару лет.

В нравственных муках от накопившихся проблем писатель в очередной раз обнаружил себя за столами рулетки. Проиграв, Федор Михайлович дал обещание жене больше не садиться за столы рулетки и посвятить себя всецело семье и творчеству. Свое обещание писатель сдержал.

Теперь эта фантазия кончена навсегда... Я никогда не ощущал в себе того чувства, с которым теперь пишу.

Десять лет (или, лучше, с смерти брата, когда я вдруг был подавлен долгами) я всё мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же всё кончено!

Я перерожусь в эти три дня, я жизнь новую начинаю... А до сих пор наполовину этой проклятой фантазии принадлежал


Возвращение на родину благотворно сказалось на жизни Достоевского. Жена привела финансовые проблемы в порядок, началась публикация романа “Бесы”, которая помогла справиться со всеми финансовыми проблемами и, со временем, отчитаться перед каждым человеком, у кого занимал когда-то деньги Федор Михайлович.

Можно сказать, что в 1871 десятилетняя игровая мания подошла к концу. Давление от смерти первенца вкупе с творческими терзаниями, которые накладывались на затянувшийся отъезд сложились воедино, чтобы писатель таки смог побороть свою зависимость.


В 1874 году выходит роман “Подросток”, а следом за ним в 1880 году публикуется главное во всех смыслах произведение писателя - “Братья Карамазовы”. В январе 1881 года на пороге мирового признания и на пике почитания на родине, избавившись от всех долгов, в 59 лет Федор Михайлович Достоевский погибает. В статус классика русской литературы писатель входит посмертно.

К слову, за рубежом писатель еще был четырежды до смерти: в 1874 году, 1875 и 1876 годах, а также в 1879 году, и у писателя не было и помысла обратить свое внимание за столы рулетки. Зависимость побеждена и благополучно оставлена в прошлом.

Федора Михайловича Достоевского от рабства рулетки спасло творчество и семейные обязательства. Три романа, два из которых входят в "Великое пятикнижие", написаны и опубликованы писателем в состоянии острой финансовой нужды. Сказалось ли это на самих произведениях? Однозначно точно. Но есть и другой вопрос: вышли бы эти романы лучше, если писатель не нуждался в деньгах, не был под гнетом кредиторов и обязательств литературных контрактов? Неизвестно. Можно только сказать, что лихорадочная гонка по обязательствам перед издательствами дала важный опыт в литературной карьере писателя, а также послужила отличным стимулом к творчеству и источником вдохновения для множества литературных персонажей Федора Михайловича. Рулетка же послужила толчком к написанию частично биографического романа "Игрок". 

Тяжелая жизнь сформировала уникальный писательский стиль и философские воззрения автора, которые впоследствии возвели писателя на один уровень с великими классиками русской литературы.


Оценить пост из раздела GambleTalk можно только в течение 2-х суток с момента публикации
Общая оценка данного поста:
79
VulpesVulpes
Узнаваемый
-----------------------slide-----------------------
pokerdom_spf_grand_final pokerdom_spf_grand_final
Комментарии (20)
Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Биографические материалы, что послужили источниками при написании материала:

  1. Сараскина Людмила - “Достоевский
  2. Джозеф Франк - “Dostoevsky: A Writer in His Time

Отвечу на потенциальные вопросы.

  1. Зачем нужен этот материал?
    Я хочу в дополнение к этому материалу выложить позднее анализ произведения “Игрок”, которому в этом материале не нашлось места, так как иначе пост будет выглядеть излишне сумбурно. Анализ будет основан целиком на моих мыслях в контексте главного художественного произведения, по моему мнению, на тему гэмблинга и без истории выше об азартной зависимости писателя он бы выглядел неполным, как мне кажется.
  2. Не проще ли просто почитать википедию?
    Нет, в википедии нет большинства информации об азартной мании Достоевского, она там представлена вкратце.
  3. Есть ли место подробному материалу (о лудомании писателя) на сайте, посвященному гэмблингу?
    Да (но не мне судить, просто высказываю мнение), потому что для кого-то история про зависимость Достоевского будет в новинку, либо же ему(ей) будет попросту интересно узнать детали зарождения, развития и преодоления этой самой зависимости + я написал выше, что этот материал мне необходим для тезисов в анализе героев романа “Игрок”.
3 ответа
Пользователь AntonMalyshev
Аура пользователя AntonMalyshev 1642
AntonMalyshev
Выдающийся

Я почти всего Достоевского читал

Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Можно любимый роман/повесть узнать? Если не читал "Записки из подполья", как фанату Ницше тебе прямо настоятельно рекомендую. 

Для меня всегда поразительно открывать, насколько автор имеет влияние вообще на все сферы. Я года два назад посмотрел "Машиниста" (это где худой Кристиан Бэйл), и там прямо очень сильно чувствуется "Двойник" и "Преступление и наказание".

Пользователь AntonMalyshev
Аура пользователя AntonMalyshev 1642
AntonMalyshev
Выдающийся

Ну конечно читал) У меня постоянно меняются любимые книги, сейчас Бесы любимая, Фёдор Михайлович один из немногих писателей, которого я с удовольствием перечитываю). Кстати, он очень повлиял на Ницше) Сложно вообше найти писателя на которого он не повлиял) Машинист заебаты фильм и очень отдаёт достоевщиной)

Пользователь AntonMalyshev
Аура пользователя AntonMalyshev 1642
AntonMalyshev
Выдающийся

Он болел падучей, его в казино вообще впускать нельзя

1 ответ
Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Да, удивительно, что такие серьезные переживания за столами рулетки не стали фатальными для писателя. 

Пользователь Avocado
Аура пользователя Avocado 1596
Avocado
Выдающийся

До конца года необходимо было сдать “Преступление и наказание”, а до ноября совершенно новый роман. Срок на это все выделялся 4 месяца, и писатель планировал взяться за одновременное написание двух романов. Над одним произведением Достоевский хотел работать утром, а другим заниматься вечерами. И все это на фоне стрессов от долгов вместе с шатким здоровьем, из-за которого случались эпилептические припадки до пары раз в месяц. Задача стояла практически неосуществимая. Либо Федору Михайловичу нужно было рисковать собственным здоровьем и сном, либо искать альтернативные пути решения проблемы.

Жесть конечно. Это ж насколько нужно быть талантливым, чтобы в таких сложных условиях умудряться писать такие шедевры мировой литературы, да еще и одновременно.

А нам кажется трудным одновременно катать несколько разных дисциплин например кеш и МТТ или холдем и омаху. Или регулярно вести блог и играть. Как-то даже после прочитанного становится неудобно жаловаться на нехватку времени или что-либо еще. Наверняка у каждого сейчас условия жизни и близко не такие экстремальные.

0 ответов
Пользователь Avocado
Аура пользователя Avocado 1596
Avocado
Выдающийся

Однако плохое здоровье и солидный возраст, на момент 1866 года писателю было уже 45 лет, не позволяли часто заниматься вечерами написанием нового романа об игроке в рулетку. У писателя был готов только план сюжета, но к детальному описанию “Игрока” Достоевский за все лето так и не приступил. Время шло, а дела не складывались. Друзья литераторы было даже предлагали свою помощь в написании отдельных частей романа, дабы они общими усилиями успели написать и сдать произведение в срок. Такая идея была встречена Федором Михайловичем в штыки, и он отказался от подобной помощи, указывая, что лучше уж уплатит неустойку или лишится прав на свои произведения, нежели будет обманывать читателей, выдавая под своим именем труд других людей. В конечном итоге осталось чуть больше месяца на написание романа “Игрок”.

Как-то нашел это видео и слушал его во время катки. Мне понравилось. Может кому-то тоже зайдет.



2 ответа
Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Достоевский надиктовал роман, а современники, в свою очередь, слушают озвученный вариант диктором. Забавная преемственность. 

Пользователь Avocado
Аура пользователя Avocado 1596
Avocado
Выдающийся

Я обожаю Достоевского, и читаю все его произведения в оригинале. Многое уже прочитал, но многое еще только планирую. Игрок как раз еще не успел, а этот отрывок из аудио слушал.

Пользователь Avocado
Аура пользователя Avocado 1596
Avocado
Выдающийся

К пятидесятому дню игры было проиграно решительно все: займы друзей, авансы, переводы от родственников с родины, обручальные кольца, серьги, которые писатель подарил супруге на свадьбу, в залог пошли даже шуба, платья и фрак. Проигрышу предшествовали небольшие выигрыши, что лишь подпитывали азарт. Остановиться и одуматься в этот Федору Михайловичу не представлялось возможным.

Сколько же он всего интересно проиграл за все время..Интересно сколько это получилось бы в перерасчете на наше время.

1 ответ
Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Очень много. Например, за "Идиота" Достоевскому полагался гонорар в 7.000 рублей, на текущий курс это примерно  $100.000 или 7 миллионов рублей (могу ошибаться, так как взял информацию о текущем курсе перевода из интернета). А должен он был кредиторам, издательствам и друзьям втрое больше гонорара "Идиота". 

Пользователь Avocado
Аура пользователя Avocado 1596
Avocado
Выдающийся

У Феди решительно нет характера, чтобы остановиться, когда он выиграет 2 талера; у него сейчас же является мысль, что вот следует выиграть не 2, а, по крайней мере, 50, сейчас же начинается мечта о тысячах, и чрез это решительно все теряется; между тем, я вполне уверена, будь он скромнее со своими желаниями, то непременно бы начал выигрывать понемногу, и, таким образом, мы бы могли жить не в такой бедности, как теперь.

Неужели в то время еще не было информации и было неизвестно, что рулетка имеет отрицательное мат. ожидание?

1 ответ
Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Полагаю, в обществе было совершенно другое отношение к рулетке в то время. Это можно проследить в романе "Игрок", где автор рассказывает о рулетке в первых главах. 

Рулетка была для аристократов игрой, чтобы "просто повеселиться без претензии на выигрыш", а для обычных людей, которых Достоевский именует в произведении "плебеями" (включая главного героя), рулетка является смыслом и страстью, которая дает опьяняющее удовольствие. 

Да и в романе упоминается, что за столами есть люди, что сидят с листочками, считают цифры, но это им решительно не помогает, и они уходят с пустыми карманами наравне с другими.

Пользователь Avocado
Аура пользователя Avocado 1596
Avocado
Выдающийся

Гомбург - это нынешний Гамбург?

1 ответ
Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Нет. Гомбург - это нынешний Бад-Хомбург, что возле Франкфурта. 

Я тоже так думал из-за схожести названий, из-за чего есть небольшой ляп с одной фотографией в посте.

и перед возвращением из поездки по Европе провел еще целый день в казино в Гомбурге.

Имеется в виду, конечно, Бад-Хомбург, но фотографию следующую ниже я прикладываю с видом на Гамбург. Как-то не уследил во время редактуры. 

Пользователь Avocado
Аура пользователя Avocado 1596
Avocado
Выдающийся

Анна Григорьевна Достоевская пребывала в этот период в постоянном стрессе. Она будто воочию лицезрела развитие романа “Игрок” в лице своего супруга, который попросту не мог остановиться. Гомбург сменялся Баден-Баденом, а затем Саксоном и Женевой, а малым победам неизменно сопутствовали разгромные поражения в рулетку. От окончательно финансового краха семью Достоевских мог спасти только новый роман, за который уже уплачен был и успешно проигран в рулетке аванс.

Получается, что рулетка оказалась двигателем написания новых романов. Минусово для одного человека и плюс для всего человечества.

1 ответ
Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Согласен. В период десятилетия мании были написаны романы "Игрок", "Преступление и Наказание", "Идиот", и Федор Михайлович начал работать над "Бесами", но закончил уже на родине, завязав с рулеткой. 

Пользователь Avocado
Аура пользователя Avocado 1596
Avocado
Выдающийся

К слову, за рубежом писатель еще был четырежды до смерти: в 1874 году, 1875 и 1876 годах, а также в 1879 году, и у писателя не было и помысла обратить свое внимание за столы рулетки. Зависимость побеждена и благополучно оставлена в прошлом.

Самостоятельно поборол сильнейшую зависимость, невероятно. Осознанность должна быть на высшем уровне для этого.

1 ответ
Пользователь VulpesVulpes
Аура пользователя VulpesVulpes 604
VulpesVulpes
Узнаваемый

Да. Десять лет зависимости - это серьезный срок. Пример Достоевского во многом вдохновляет, что человек в один момент ради себя, творчества и семьи взял и перешагнул через себя и ни разу после обещания не оступился. 

Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.